Чаще всего вопрос выбора строительных материалов для отсыпки дороги встает перед владельцами загородных участков. Очевидно, что щебень, особенно гранитный, является достаточно дорогим материалом и поэтому садоводы хотят заменить его более дешевым продуктом.
В то же самое время, при строительстве общедоступных, загруженных автомобильных дорог, рекомендуется использовать только гранитный щебень. Гранитный щебень имеет высокую прочность, морозостойкость, влагостойкость и другие характеристики, подходящие для устройства автомобильных дорог лучше альтернативных материалов. Это говорит о том, что такая дорога прослужит дольше других, а двигаться по ней будет более комфортно.
Между тем, существует достаточно много сыпучих строительных материалов, которые можно использовать в качестве отсыпки дорог. Если вы хотите отремонтировать и улучшить дорогу на даче, то выбор должен зависеть не только от финансовых возможностей, но и предполагаемой пропускной способности и нагрузки на нее.
Самым простым и дешевым вариантом может быть отсыпка дороги песчано-гравийной смесью. Для этого выбирают материал, который содержит в своем составе 25-35% гравия. Дорога проста в строительстве и ремонте, но она очень недолговечна и боится влаги. Ремонт дороги может понадобиться после одного проливного дождя. Обычно он заключается в выравнивании проезжей части при помощи грейдера или другой техники.
Хорошим вариантом может стать отсыпка дороги гравием. Материал дешевле щебня, но имеет меньшую прочность. Такая дорога прослужит дольше, но может использоваться, если по ней не будет передвигаться тяжелый транспорт или движение не будет интенсивным.
Однако самыми популярными материалами для ремонта грунтовых дорог являются вторичные материалы. Вторичные строительные материалы включают широкий ряд продуктов, но особенно среди них можно выделить бой бетона, асфальтовый скол и асфальтовую крошку. Эти материалы устойчивы к перепадам температур и не боятся влаги. Дорога из таких материалов может прослужить без капитального ремонта до 15 лет. Конечно же, при условии, что не была нарушена технология строительства, и дорога не предполагает движения высокой интенсивности.
Вторичные материалы идеальны для строительства временных подъездных дорог и не требуют сложной подготовки основания. Для строительства такой дороги потребуется снять плодородный слой, а затем отсыпать бетонным щебнем большой фракции (40-70 мм). Чтобы по дороге было комфортно передвигаться на легковом автомобиле, на щебень большой фракции отсыпают щебень более мелкой (20-40 мм). Чтобы ходить по такой дороге пешком, на щебень средней фракции отсыпают асфальтовую крошку или песок гранитного отсева.
Если основание грунтовой дороги хорошо укатано и не представляет собой раскисшую кашу, то можно отсыпать ее асфальтовой крошкой. Такую работу лучше всего делать в теплое время года, а основание тщательно утрамбовывать. При этом нужно учитывать, что качество асфальтовой крошки может очень сильно отличаться. Асфальтовые покрытия подразделяются на несколько классов, и качество крошки зависит от того, с какой дороги она срезается. Важен так же и слой асфальта, где самый верхний содержит больше битума.