Согласно СНиП, а именно СП.34.13330.2021 «Автомобильные дороги», дороги в СНТ должны относиться к категории грунтовых, но при этом могут быть улучшены при помощи ЩПС, ПГС, щебня, гравия, крошки и других сыпучих строительных материалов.
Нормативы дорог общего пользования в СНТ
Дороги СНТ должны иметь следующие технические характеристики:
- Ширина проезжей части должна составлять не менее 5,5 метров. У дороги должно быть две полосы для движения, где ширина каждой составляет не менее 2,75 метров;
- как минимум, по одной стороне дороги должна быть пешеходная часть с шириной не менее 1 метра;
- ширина проездов должна быть не меньше 3,5 метров;
- радиус закругления края проезжей части - не менее 6 метров;
- тупиковый участок должен быть оборудован местом для разворота с площадкой не менее 15х15 метров;
- если территория садоводства более 50 участков, то с подъездной дороги должно быть не менее двух въездов.
Дороги, которые накатаны по грунту, во время дождей становятся малопригодными для передвижения, как на автомобиле, так и пешком. Такие дороги не могут удовлетворять желания садоводов. Чаще всего, большинством членов СНТ принимается логичное решение строить профилированные путепроводы.
Самые популярные варианты строительства дорог в СНТ
Дорога с асфальтобетонным покрытием. Самая дорогая, но в то же время самая надежная и долговечная дорога. Строительство начинают с формирования дорожного корыта, которое выравнивается и тщательно трамбуется. Дно отсыпается песчаной подушкой, на которую укладывают геотекстиль. Далее следует еще один слой песка. Затем отсыпается щебень с фракцией 20-40 мм., а его расклинцовывают щебнем фракции 5-20 мм. Финишным покрытием выступает слой асфальтобетона. Каждый из отсыпаемых слоев пирога должен быть тщательно утрамбован.
Грунтовая дорога с упрочненным грунтом. Принцип упрочнения грунта заключается во внесении вяжущих материалов. Для этого, при помощи специальной техники взрыхляется основа дороги, а затем она перемешивается с цементом, известью и другими спецдобавками. После укатки и уплотнения такое полотно становится максимально прочным и стабильным. Чтобы увеличить срок эксплуатации, финишный слой можно выполнить из асфальтобетона. По сравнению с дорогой описанной выше, затраты на такую дорогу составят на 30-40% ниже.
Гравийная дорога. Технология заключается в выравнивании дорожного полотна и его отсыпку щебнем. Щебень отсыпают в два слоя, где фракция нижнего слоя крупнее верхнего. Каждый из слоев щебня должен быть тщательно утрамбован. Общая толщина слоя щебня должна быть не менее 150 мм. Строительство гравийных дорог существенно дешевле, поэтому они получили наиболее широкое применение при благоустройствах СНТ. В зависимости от нагрузок, дорога может служить до 10 лет. Ремонт заключается в локальной подсыпке щебня в ямы и выбоины.
Как увеличить срок службы дороги
При строительстве гравийных дорог грамотно и выгодно использовать георешетку. Во-первых, применение георешетки помогает сэкономить на щебне. А во-вторых, материал способен упрочнить грунт и тем самым увеличить срок эксплуатации дороги. Применение георешетки уменьшает просадку грунта и не позволяет щебню разноситься колесами за пределы проезжей части.
При строительстве дорог в СНТ выгодно использовать асфальтовую крошку. Этот вторичный материал, после укатки, становится достаточно герметичным и защищает дорожный пирог от размывания избыточной влагой.
Чтобы увеличить срок эксплуатации дороги, необходимо уделить внимание водоотведению. Для этого устраиваются дренажные канавы и другие дренажные системы, которые позволяют отвести воду от дорожного полотна.